Благодатное место

Высокий берег, с которого, как на ладони, видать всю красотищу просторов: изгибающуюся ленту Камы, леса до горизонта; за рекой слева Соликамск с терриконами, а Березники заводскими громадами и жилыми массивами справа; под утёсом – пёстренький посёлок Пыскор, под ногами – благоухание полевых цветов, на уровне глаз – стремительные ласточки. И над всем этим возвышается памятный крест, не так давно воздвигнутый в память о святом Трифоне Вятском, начавшем иноческий подвиг именно здесь, в Пыскоре.

Памятный крест на Камкорской горе в память  преподобного Трифона, начавшего свой иноческий путь в Пыскорском монастыре

Памятный крест на Камкорской горе в память преподобного Трифона, начавшего свой иноческий путь в Пыскорском монастыре

Приезжают сюда из окрестностей и из дальних краев – погулять, полюбоваться видами, сделать эффектные фото, что-нибудь узнать об истории места, повздыхать возле памятников государственного значения, государством и загубленных в ХХ веке…

В ста метрах от Трифонова креста — поросший деревьями остов Николького храма, под горой, в километре от него, руины Преображенского храма. Это всё — архитектурное наследие, которое только и осталось со времён былого, былинного, величия некогда существовавшего здесь Спасо-Преображенского Пыскорского монастыря, одного из крупнейших и богатейших в России в ХVI – ХVIII веках.

Памятный крест на Камкорской горе в память  преподобного Трифона, начавшего свой иноческий путь в Пыскорском монастыре

Памятный крест на Камкорской горе в память преподобного Трифона, начавшего свой иноческий путь в Пыскорском монастыре

Заглянув в развалины Никольского храма, под ногами встречаешь жаб и ящериц, над головой — голубей и ворон. Верующие здесь читают молитвы, поют тропарь Николаю Чудотворцу, кланяются в темные глазницы алтаря и идут ставить свечки в храм по соседству – маленький, но живой.

Свято-Трифоновский храм в Пыскоре

Свято-Трифоновский храм в Пыскоре

Те, кто на легендарную гору Камкорскую забираются с целью почтить память преподобного Трифона Вятского, с радостью обнаруживают, что скромная деревянная церквушка поставлена именно в честь этого святого.

***

Заходишь в храм – и первое, что удивляет – все снимают обувь в притворе. Внутри – деревенский уют: половики бабушкины, дорожки домотканые. Запах золотистой дощаной обшивки смешан с церковными благовониями. Со стен смотрят святые, в небольшом пространстве храма кажется, будто они рядом незримо присутствуют, уплотняя собой пустоты.

Общее служение в храме

Общее служение в храме

Служит в храме иеромонах Григорий, присланный из Богоявленского мужского монастыря Верхней Курьи.

Мы приехали в пыскорский Свято-Трифоновский скит утром. В храме было 9 прихожан, из местных только три бабушки, остальные кто откуда. И как же изумительно быстро батюшка всех сплотил во время богослужения!

Все прихожане Свято-Трифоновского храма  на время службы становятся чтецами и певчими

Все прихожане Свято-Трифоновского храма на время службы становятся чтецами и певчими

В какой-то момент он вложил книгу в руки самой молодой прихожанки и попросил петь. Девушка на секунду оторопела, а потом стала вглядываться в церковно-славянский текст и начала неуверенно подхватывать концы слов, потом всё чётче попевать фразы вместе со священником и согбенной старушкой. Присоединился отец девушки. Вскоре все присутствующие скучились вокруг книги, и хор зазвучал! Какафония была жуткая. Пели кто как мог — на разные гласы, на свой мотив, кто-то бубнил. Священник тем временем задавал темп, запевая и подходя то к одному, то к другому, жестикулируя, проводя по строке пальцем, стараясь уложить общее пение в правильный мотив. (Как потом я узнала, такая традиция в этом храме: когда певчих нет, батюшка всех вовлекает «единым сердцем и усты славить Бога», чтоб никто в стороне не остался).

Момент  проповеди

Момент проповеди

Хоть и пели мы нескладно, но в тот час для всех нас сладкозвучие было совсем не существенно. Главное, что чувствовалось — единение в молитве, когда второстепенное отсекается, и сердца всех помышляют о Боге. Такое редко посещает. В молитве мы сцементировались в церковь, в сплоченную духовную семью, как братья и сёстры в теплом любящем родительском доме. Что это как ни благодать?..

В завершение службы батюшка произнёс краткую и простую проповедь, осторожно покропил каждого святой водой, просил всех приезжать на службы в субботы и воскресенья и во все двунадесятые праздники.

***

— Помощь здесь нужна, так ведь, батюшка? — озабоченно сказал Анатолий Долгов. — Нам об этом написать надо, вот привез корреспондента.

Анатолий живёт и работает в Березниках, как может, помогает пыскорскому скиту. Говорит, что много не сделаешь руками двух-трёх энтузиастов. Поэтому он рассчитывает организовать попечительский совет при храме, собрав местных состоятельных людей и от власти. А задач — на миллионы.

— Руки, конечно, очень нужны! Материалы для строительства… — простодушно ответил отец Григорий. — Благодарны всем, кто своим трудом или рублем поможет.

Тут заговорили бабушки, рядом присевшие на широкую скамью. Надежда Кузьминична Хомякова и Валентина Григорьевна Чернова постоянные прихожанки монастырского храма, их домовитый взгляд ничего не пропустит.

— Дорогу к церкви надо ремонтировать, ямы засыпать… Отопление в храме доделать… Иконы в иконостас заказать… Древнюю Никольскую церковь восстановить… Ну хотя бы законсервировать от разрушения… Библиотеку церковную собрать… Музей истории монастыря открыть… Площадь возле храма расчистить для массовых мероприятий… Кладбище отгородить… Столярную мастерскую соорудить… Огородик монашеский обхаживать… Старинный святой источник Николая Чудотворца благоустроить, купель там поставить …

Иеромонах с сыновней улыбкой смотрит на старушек. Анатолий согласно кивает, и в его взгляде и жестах уверенность, что всё со временем будет сделано.

А бабушки уже переходят на другие темы. Сетуют, что большинство жителей Пыскора, даже пожилые их соседи-односельчане, далеки от веры, поэтому из огромного села всего несколько человек и ходят на службы. Благо, в течение учебного года местная семейная пара, Владимир и Ирина, ведут воскресную школу. Ребятишки прибегают в храм чайку попить с пряниками, заодно читать и петь по-церковному привыкают, сценки разучивают на библейские темы, рукоделию учатся.

На крыльце храма,  Анатолий Долгов справа

На крыльце храма, Анатолий Долгов справа

Пожилые собеседницы охотно рассказывают обо всём, что их радует и тревожит. Сокрушаются: уехал отец Дорофей. К нему в Пыскор тянулись из всех окрестных городов и деревень, и это он начал строительство скита и храма на Пыскорской горе. Конечно, не удивительно, что митрополит Мефодий благословил отца Дорофея потрудиться на пользу церковную в Белогорской обители.

Взглядываю на отца Григория. А он совсем простой монах. Скромный. Своё послушание несёт старательно. И этого более чем достаточно. Мы только что были на службе и видели.

В помощниках у отца Григория всего-то один трудник Николай из посёлка Уинское, который живёт в скиту постоянно. Благодарно помнят послушника Владислава, который, в общем-то и построил деревянный храм, но сейчас его перевели в другую обитель.

***

В братской трапезной о. Григорий  готовит чаепитие

В братской трапезной о. Григорий готовит чаепитие

— Батюшка, — обращаюсь к священнику, — в чем сейчас самая большая потребность монастыря?

— Чтобы сюда приезжали. И потрудиться и помолиться.

— И можно здесь пожить некоторое время?

— Да. У нас всё есть для житья: храм, дом для паломников на 5-6 человек, скважина с водой, баня, братская кухня. Кому хочется пожить монастырским укладом, отойти от мирской суеты, привести в порядок свои мысли, соединить труд с молитвой – добро пожаловать в скит.

— А женщины в мужской скит допускаются?

— К нам приезжают пожилые родственницы, для них в отдельном помещении есть две кровати. Бывает, верующие семьи приезжают в скит на все выходные. Если есть свободные места, всех размещаем.

— Службы в храме проходят ежедневно?

— Литургию служим в субботу и воскресенье и в дни всех значительных церковных праздников. А в остальные дни молимся соборно по уставу.

Я приглашаю людей приезжать к нам на все выходные. Прямо с вечера пятницы – постоять на вечерней службе, основательно подготовиться к исповеди, почитать вдумчиво каноны, поговорить по душам, помолиться соборно вечером, утром — на литургии. И так же в субботу, в воскресенье.

— А приехать поработать в монастырь – это в любой день?

— Всегда найдётся работа. Только опять же скажу, в монастыре уклад житья такой: труд соединен с молитвой. Чаще бывает, человек приезжает только потрудиться и не понимает, зачем это: сначала помолились – затем работа; до и после трапезы – молитва; перед сном – соборная молитва. Трудно ему перестроиться, потому что в жизни привык отдавать все силы суете, без заботы о своей душе. В монастырях веками проверен благочестивый устой духовного соединения забот о житейских нуждах и молитвы. Это умножает результаты физического труда и обеспечивает мир в душе.

Уезжая, спросила батюшку, какой у него электронный адрес. Оказалось, нет ни адреса, ни компьютера… Счастливы-ый!!!

Прихожанки Н.К. Хомякова и В.Г. Чернова с настоятелем Трифоновского храма, иеромонахом Григорием

Прихожанки Н.К. Хомякова и В.Г. Чернова с настоятелем Трифоновского храма, иеромонахом Григорием

Как добраться до скита? Из Березников каждые 2 часа в Пыскор от автовокзала через остановку у Треугольного сквера курсирует автобус. Доехать до руин Преображенского храма и от него по дороге через лог по и металлический мостик пешочком в гору с километр.

Марина АРОНОВА

(Просмотров 519)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *