Письмо архимандрита Симона в Священный Синод

«В прошлом 1755 году месяца июня, по именному блаженныя и вечно-достойныя памяти Государыни Императрицы Елизаветы Петровны высочайшему указу, Пыскорскому Преображенскому монастырю, повелено быть ставропигиальным, и в силу оного высочайшего указа тогда Святейшим Правительствующим Синодом реченный Пыскорский монастырь из Вятской епархии исключен и оставлен в непосредственном ведении Святейшего Правительствующего Синода.

По состоявшемуся же в прошлом 1764 году штату определено быть оному монастырю во втором классе и по прежнему ставропигиальным. Сей Пыскорский монастырь хотя не прежде десяти лет на новом месте строен весь каменный, но в нем одне только наружные стены до верха возведены, а во внутренности простенков или не имеется, или начаты строить.

Церкви иныя не достроены, а из иных за видимыми опасностями престолы и иконостасы прежде бывшим архимандритом Амвросием вынесены в два жилых покоя, где ныне божественная служба отправляется.

Покоев отделанных и угодных жить так мало, что иные монашествующие принуждены жить, претерпевая тесноту, в нижнем апартаменте, ниже горизонта земли полусаженью.

Кельи же настоятельские в прошлом 1762 году маия против 28 числа сгорели, и оставшиеся от пожара стены вскоре после того разломаны.

В колокольне мост, перила и шатры, также и над смежным с той колокольней строением кровли на не малом расстоянии от молний сего 1772 года мая 23 числа сгорели; большие два колокола и несколько малых разбились и отчасти растопились, и во всех частях сего каменного строеения насквозные от фундамента до самой поверхности многе расселины.

Сверх того показанный монастырь состоит в месте пустом, отделенном от сожительств людских реками и болотами и окруженном великими лесами, близ которого на Каме реке и на сухом пути бывают частые воровства, грабления и разбои; как и прошлого 1771 года мая 17 дня несколько вооруженных разбойников бывего тогда архимандоита Амвросия внутри монастыря ограбили, и архимандрита Иуста жечь хотели, и были в палате, где хранится ризница – о чем в то время Святейшему Синоду представлено, а на сие воспоследовавшей резолюцией Святейшего Синода, указом того же года декабря 19, велено из того Пыскорского монастыря ризницы лучшие вещи, для показанныя тогда опасности, вывезти, и во исполнение оного лучшая ризница сего года мая с первых чисел хранится и поныне в Соликамском магистрате.

В конфирмованом Ея Императорским Величеством прошлого 1766 года сентября 30 дня от комиссии духовных имений докладе изображено, чтоб если в коей епархии из упраздненных монастырей есть такие, которые к жительству монашествующих против состоящих в штате лучше и выгоднее бытьмогут, то бы о таковых архиереи присылали в Святейший Синод обстоятельные ведомости; почему если бы Пыскорский монастырь был епархиальный, то должно было бы просить епархиального преосвященного о предствалении, чтобы я и монашествующая братия оного монастыря переведены были в заштатный лучший той же епархии монастырь; но Пыскорский монастырь именуется ставропигиальным и находится в непосредственном ведомстве Святейшего Синода, то и принужден я непосредственно просить Святейший Правительствующий Синод о том переведении.

Имеется же в Вятской епархии в предместьи города Соликамска, от Пыскорского монастыря отстоящий в девяти верстах, оставленный на свое пропитание Вознесенский монастырь; в нем на середине внутренней площади соборная церковь каменная великолепная, и над алтарем находится пространное место для построения каменной палаты, в коей бы хранилась ризница; хотя в ней иконостас обветшал, но Пыскорского монастыря иконостас будет в меру.

Колокольня на восточной стороне каменная, довольной высоты и твердая; под ней две церкви со сводами и при каждой каменные паперти; кельи настоятельские и монашеские каменные, твердые, но только над настоятельскими второго апартамента половина недостроена; над всеми строениями потребны кровли и новая ограда каменная же и крепкая.

По всем сим обстоятельствам: 1) Пыскорский монастырь к пребыванию вовсе не надежен и опасен, и требует к перестройке и починке великой суммы, например около ста тысяч (как архитектор о сем при описи засвидетельствовал); а Вознесенский только для выстройки ризничной над алтарем палаты и для окончания над настоятельскими кельями верхнего апартамента и для кровель – умеренной суммы, каковая может получена быть за медь разбитых в нынешний пожар колоколов, если благоволено будет оную продать. 2) Вознесенский монастырь если бы был штатным и по предписанному сначала возобновлен, мог бы впредь содержаться положенною по штату на пристройку суммою, и тем огромность его строения сохранена была бы больше, нежели как ныне. 3) Вятская епархия, яко довольно имеющая штатных и заштатных монастырей, в сем не имеет нужды. 4) Вознесенский монастырь от разбойнических нападений, яко состоящий в предместьи города, безопасен.

Почему я приемлю смелость Святейший Правительствующий Синод всепокорнейше просить, дабы благоволено было: 10 меня с братией перевести в Вознесенский монастырь. Оставя его на штате Пыскорского монастыря; 2) монахов Вознесенского монастыря из оного не выводить, потому что ныне в Пыскорском монастыре не имеется казначея, одного иеромонаха, одного пономаря, одного просфиряка, клюшника и чашника, итого шести человек, да из находящихся иеромонах Исавр священнодействовать за старостью не в силих, и пономарь Авраамий третий уже год находится в расслаюлении; 3) Вознесенского монастыря строителя иеромонаха Иеронима, яко жития честного и имеющего в экономии в принадлежащих до Вознесенского монастыря выгодах сведения, хотя на первый случай, для отвращения встречающихся затруднений, определить казначеем; 4) Пыскорскому монастырю впредь именоваться Пыскорским Соликамским Преображенским монастырем, и быть по прежнему ставропигиальным; 5) угодья, какими после установления штатов доселе должен был пользоваться Вознесенский монастырь, оставить при нем по-прежнему, тем паче, что в здешних сторонах земель праздно лежащих великое множество; а остальные Пыскорского монастыря угодья взять в ведомство коллегоо экономии; 6) служителей Пыскорского монастыря перевести к Вознесенскому, а подъячего и служителей, коих по штату недостает, вновь определить, и двух, за болезнию долговременною ни к каким трудам неспособных, переменить; 7) иконостасы, ризницу, конюшенный двор и прочее имущество Пыскорского монастыря взять в Вознесенский, тако же и Вознесенского монастыря имущество оставить в оном по прежнему; 8) медь двух больших и четырех малых, разбитых в пожаре, колоколов,  при свидетельстве Соликамской воеводской канцелярии или экономического казначея, здесь находящегося, перевесить; ибо в первом колоколе хотя почиталось весу тысяча, а во втором шесть сот пудов, но сие сомнительно, и при том некоторые части, растопясь, утратились; а после свидетельства продать оную медь (как для монастыря не нужную, ибо довольно колоколов целых осталось, и сверх того находится несколько в Вознесенском монастыре), и полученную за медь сумму употребить как на перевозку из Пыскорского монастыря, так и на построение в Вознесенском монастыре над олтарем упомянутой ризничной палаты и верхнего настоятельских покоев апартамента, и на сделание новых кровель на всем строении; 9) из развалин и расселин Пыскорского монастыря кирпич перевозить для сделания показанной ризницы, покоев и на прочие потребности Вознесенского монастыря; 10) над Преображенскою недоконченною и склонною к падению церковью и над ризницею Пыскорского монастыря кровли железные снять для покрывания в Вознесенском монастыре церкви, ризницы и колокольни; 11) подворье, в Москве находящееся, в котором одне остались палаты камменные, но обветшалые, без кровли, а прочие деревянные пристройки разломаны по причине в нем бывшей заразительной болезни, отдать в ведомство коллегии экономии, потому что никакой по сие время прибыли монастырю не приносило, и ныне за дальностью и недостатком сумм содержать оного не в состоянии; но другое подворье деревянное, состоящее в городе Соликамске, отдать во владение Вознесенскому монастырю и на все сие ожидаю милостивой резолюции и указа».

        Материалы для истории Пермской епархии. № 10. Дела, касающиеся перенесения Пыскорского монастыря с Лысвы в Соликамск (Архив консист. 1776 г. № 3). // ПЕВ. – 1873. — № 13 неоф. – С. 103 – 105.

(Просмотров 84)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *