О ските

На противоположном от города Березники берегу Камы высоко на горе над селом Пыскор стоит древняя Никольская церковь. Много лет в храме не было служб. Штукатурка давно осыпалась, тяжелые старинные кирпичи повыкрошились из древних стен, которые еще крепко держат мощные своды храма.

 

Только в 2006 году здесь появились несколько иноков Пермского Богоявленского монастыря во главе с отцом Дорофеем, которые начали разбирать мусор и расчищать стены. Изредка остановится взгляд жителя села на кирпичах древней церкви. Мало кто знает, что именно отсюда с этой горы началась в 1558 году история Пермского края.

Конечно, Верхнее Прикамье с Чердынью и Соликамском было освоено русскими уже в XV веке. Но вот ниже по Каме лежали еще «места пустые, леса черные, реки и озера дикие». Даже древние жители этих мест коми-пермяки ушли в XIV веке на север к Чердыни. И  только редкие охотники-вогулы кочевали в начале XV века по глухим лесам на берегах Средней Камы в районе современных Чермоза и Добрянки.

Пока весной 1558 года предприимчивые Строгановы не получили от царя Ивана Грозного жалованную грамоту на земли вниз по Каме до реки Чусовой. А в 1568 году еще одну грамоту на земли по Чусовой и вниз по Каме от реки Чусовой до Ласьвинского бору (территория современного города Перми).

Ровно 450 лет назад в мае-июне 1558 года Аника Строганов с сыновьями Григорием и Яковом начали строить на северной границе своих земель на горе над речкой Пыскоркой там где теперь стоит Никольская церковь свой первый городок на Каме Камкор.

В двух верстах от Камкора вырос Спасо-Преображенский (Пыскорский) монастырь. Скоро в 1570 году он был перенесен на гору на место городка Камкор. Чудное это место, полное древних тайн и загадок. Слово Пыскор переводится с коми-пермяцкого как укрепленный городок с подземным ходом. И действительно, еще раньше в VIII-XIV веке на горе стояло городище коми-пермяков.

Но вернемся в 1560-е годы, когда Пыскорский монастырь еще скромно ютится под горой, на которой выстроились свежие бревенчатые стены новенькой строгановской крепости Камкор. Именно в это время в монастыре живут два самых знаменитых его насельника, известные сегодня всем образованным пермякам: Аника Строганов и святой Трифон Вятский.

Основатель могучей империи Строгановых на Урале великий Аника Строганов в конце жизни решил замолить грехи и принял монашеский постриг с именем Иосааф. Предполагают, что Аника Строганов сам выстроил монастырь и снабдил его утварью и книгами. Можно представить, с каким уважением и почтением относились к старцу Иосаафу братия монастыря и сам игумен Варлаам. Ведь Аника Строганов был не только щедрым благотворителем. Трем его сыновьям принадлежали все земли в округе монастыря.

По другому монахи отнеслись к двадцатидвухлетнему простому крестьянскому парню Трофиму, который после долгих скитаний, бродяжничества и нищенства попросился в монастырь. Трофим отличался удивительной добротой и незлобием. Когда приказчики Строгановых встретив зимой в Орле-городке оборванного бродягу толкнули его с горы в глубокий сугроб, юноша поразил их тем, что нисколько не обиделся на шутников. Когда его достали из сугроба, он смотрел на приказчиков добрыми по-детски наивными глазами и как велел Христос сердечно молился за своих обидчиков.

Нареченный в иночестве Трифоном молодой монах с охотой исполнял любую работу: носил дрова из леса, пек хлебы и сучил свечи. А после работы ночью подолгу молился, лишая себя сна, удивляя своими подвигами других монахов. Жители окрестных селений, которые посещали службы в деревянном Преображенском храме монастыря и видели там чудесного инока, стали говорить о святости монаха Трифона, об исцелениях по его молитвам, и в монастырь к святому потекли люди.

«Тогда некоторые из иноков позавидовали преподобному и начали его злословить и поносить», — говорится в «Житии» святого.

Чтобы избежать конфликта святой Трифон бежал из монастыря, уплыв в лодке вниз по Каме и поселившись на берегу речки Мулянки в окрестностях современного города Перми.

Но после ухода святого на монастырские соляные промыслы нашла какая-то напасть: иссяк соляной раствор. Что только не делали монахи: приглашали самых опытных специалистов – раствор не хотел больше течь. Пришлось уговаривать святого Трифона вернуться в Пыскор. После его возвращения (1570 или 1572 год) соляной раствор побежал обильнее прежнего. Однако, св. Трифон в том же году покинул Пыскор, на этот раз уже навсегда, ушел сперва на реку Чусовую, затем на Вятку, где сам основал два монастыря.

В XVII веке Пыскорский монастырь сильно разбогател. В 1647 году ему принадлежали десяток деревенек и больше тысячи зависимых крестьян. Пыскорский монастырь стал не только самым богатым на Урале, по размерам землевладения он уступал только Строгановым, но и одним из богатейших в России.

Почитали ли монахи святого Трифона, к которому когда-то отнеслись так неласково, этого мы не знаем. Зато достоверно известно, как святого чтили в Пыскоре Анику Строганова. В Березниковском музее храниться икона из Пыскора, на которой рядом со святым Николаем Чудотворцем изображен Аника Строганов с нимбом над головой и надписью: преподобный.

Но вот беда, однажды все деревянные строения церкви сгорели за одну ночь. Однако, монастырь имел достаточно средств, чтобы отстроиться заново.

В конце XVII на Пыскорской горе началось грандиозное по тем временам каменное строительство. Все деревянные строения монастыря были заменены каменными. К 1753 году здесь стояли уже четыре просторных каменных храма.

Казалось, монастырь был на пике славы. Ни одна из обителей Урала и Сибири не могла сравниться с ним по богатству.

Однако, на монастырь вдруг обрушилось череда несчастий. Согласно легенде один из храмов стал сползать по берегу вниз, подмытый водами Камы. Возможно, что и по какой-то другой причине, так до конца не выяснено, по какой, но в 1756 году архимандрит монастыря Иуст решил перенести его на новое место в 6 верстах на берегу речки Лысьвы. Монахи сами стали ломать и разбирать стены храмов.

В документах сохранились упоминания, что такие действия вызвали сильное возмущение окрестных крестьян, которые любили ходить молиться в монастыре и посчитали такое разрушение храмов кощунством. Чтобы успокоить население один храм святого Николая оставили на прежнем месте. Он и сохранился до наших дней.

К 1780 году в 6 верстах от прежнего места вырос огромный каменный комплекс монастыря. По тем временам это было что-то неслыханное. Несколько строений достигали пяти этажей. Все здания вместе с храмами и братскими корпусами были выстроены правильным четырехугольником образуя огромный замок с внутренним монастырским двором.

Это был удивительный архитектурный комплекс, ничего подобного по масштабу на Урале в то время не строили. Однако,  простоял он совсем недолго. Уже через несколько лет в стенах обнаружились катастрофические трещины и здание начало разрушаться. Согласно легенде (возможно, что недостоверной), однажды, во время службы рухнули своды собора убив 70 монахов.

Монастырь снова разобрали. Братию перевели в Соликамск, а затем в Пермь, где монастырь вскоре был расформирован.

Почему Пыскорский монастырь ждала такая печальная судьба? Некоторые простые люди говорили, что это наказание Божие за слишком большие богатства монастыря. Ведь монахи, постригаясь, дают обет нестяжания. Другие ссылались на низкую квалификацию монастырских строителей, которые не умели правильно выложить многоэтажные каменные здания.

Оставшаяся же на прежнем месте Никольская церковь была еще в XIX веке отдана старообрядцам единоверческой церкви и только недавно была возвращена Русской Православной Церкви.

Память святого Трифона, который здесь был пострижен в монахи, до сих пор чтут в Пыскоре.  В 1998 году на Пыскорской горе был установлен памятный Крест преподобному Трифону Вятскому, к которому по сей день приходят помолиться  паломники и туристы.

(Просмотров 373)

Комментирование запрещено