Село ПЫСКОР в наши дни

Никольский храм

Никольский храм, 2012 год. Автор: Антон Скорлупин.

До настоящего времени в Пыскоре сохранились две церкви: Никольская, больничная, мужского монастыря — на горе, и Преображенская — на месте подгорного девичьего Введенского Пыскорского монастыря. Преображенская каменная церковь была заложена в 1782 г. по благословенной грамоте епископа Вятского и Великопермского Лаврентия от 12 ноября, имела придел во имя святителя Николая Мирликийского, устроена была иждивением прихожан. Когда освящен был теплый придел св. Николая, неизвестно, но, вероятно, раньше Преображенского, который, по словам очевидца, дьячка Пыскорской церкви Василия Лапина, освящен 1807 г. ноября 25 дня присутствующим Соликамского духовного правления священником Максимом Квашниным. Третий престол в честь Благовещения Пресвятыя Богородицы устроен в более позднее время, а Николаевский придел переименован в Введенский в 1820 г., когда нужно было заменить ветхий антиминс. Это было записано в середине ХIХ века со слов служившего здесь священника – старца Стефана Наумова.

IMG_0407

Преображенская церковь, фото 2012 года. Автор: Антон Скорлупин.

Особенно замечателен в этой церкви был иконостас в холодном Преображенском храме. Возраст резьбы как на нем, так и на царских вратах знатоки в ХIХ веке оценивали более чем в  200 лет; его перенесли сюда из древней церкви девичьего монастыря. В середине ХIХ века этот иконостас был поновлен с сохранением резьбы. И во всей красе древности существовали еще в то время драгоценные царские врата, находившиеся на алтарной стене холодного храма. Это был остаток первых церквей Пыскорского монастыря. Царские врата заключались в раме, которая в длину была 3 аршина с четвертью, в ширину 7 четвертей, створки в длину 2 аршина с четвертью, в ширину каждая по 3 четверти. Иконы на правой створке: Божией Матери с нисходящим на Нее Духом Святым, евангелисты Матфий и Лука с обыкновенными символами; на левой: Архангел Гавриил с двуперстным сложением креста, евангелисты Иоанн и Марк с Прохором и львом и тельцом. На правой раме — изображения Иисуса Христа, Василия Великого, Иоанна Златоустого и архидиакона Стефана; на левой – Божией Матери, Григория Богослова и диакона Аммуна. Замечательна еще по своей древности была деревянная дарохранительница – тоже остаток Пыскорского монастыря —  четырехугольная о двух ставах, из которых нижний в длину 5 верш., в ширину 4 верш., в глубину 2 верш., верхний, дно которого служило крышкой нижнему, в длину 2, ширину 1 ½ и в глубину 2 вершка. Верхний став или ящик закрывался отдельной крышкой с восьмигранной маковкой, украшавшейся когда-то крестом. На внешних сторонах обоих ставов живописные изображения; на нижнем: с подписью «воздух» изображен женоподобный человек, держащий в правой руке что-то вроде большой ящерицы, а под левой имеющий парящего орла, — вся картина окружена огнеобразными облаками; с надписью «огнь» изображена обнаженная жена, восседающая на огненной колеснице, ведомой двумя огненными конями, в левой руке жена держит лебедя; с надписью «вода» изображен юноша, проливающий из сосуда воду, в которой плавают два кита с огненными хвостами; с надписью «земля» изображен юноша, высыпающий из рога изобилия цветы, около него лев, телец и конь. На верхнем ставе изображены на четырех сторонах символы четырех Евангелистов. На внутренней стороне крышки изображен Дух Святой в виде голубя, а на дне верхнего става, служащем крышкой нижнему ставу – ангел четырехкрытый, с надписью: «херувим», «серафим». Нужно заметить, что живопись всех этих картин, по описанию очевидцев, —  грубая, безыскусная подмалевка по старому письму, позднейшего времени.

IMG_0375

Свод купола Преображенского храма. Фото: Антон Скорлупин, 2012 год.

Из книг в середине ХIХ века целы были  два напрестольных евангелия. Одно – напечатанное 28 ноября  7159/1657 г. — остаток древнего монастыря Пыскорского. Другое – напечатанное в 1703 г., с надписью: «1709 году марта в 6 день Преображения Спасова Пыскорского монастыря архимандрит Евфимий Свирепов купил сие Св. Евангелие в царствующем граде Москве на печатном дворе, а по обещанию своему приложил сие Св. Евангелие в подгорный владычний девичь монастырь в церковь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии честнаго Ея Одигитрия в вечное поминовение по родителех своих, на свое келейные деньги. А буде кто сие Св. Евангелие истой  Владычной церкви возмет, или продаст, и за сие судит ему Бог», — дар одного из деятельнейших и попечительных настоятелей Пыскорского монастыря [См: 13, С. 160].

Из икон особенно замечательны были две: святителя и чудотворца Николая и Матери Божией – Казанская. Первая известна под именем Ощепковской, вторая – Бочковской. Икона Св. Николая древнего письма и называлась Ощепковской потому, что принесена сюда из часовни Ощепковской, построенной архимандритом Евфимием Свиреповым в 1705 — 1706 годах. В ХIХ веке на месте этой часовни в деревне Ощепковой была возведена деревянная церковь во имя Святителя Христова Николая, а часовня, с отнятием алтаря, была перенесена на другое место, вблизи церкви.

В конце XIX — начале XX века в Пыскоре было два крестных хода, кроме общих уставных: первый в неделю св. отец, второй 24 июня, в день Рождества Иоанна Предтечи. Крестный ход в неделю св. отец — к часовне на речке Нечаихе, в 6 верстах от села; он назывался «ходом ко кресту», который поставлен был тут крестьянином деревни Лубяны Иваном Падериным, по случаю исцеления жены сына его Мавры Ивановой. Крестный ход 24 июня совершался вокруг всего селения. Начало этого крестного хода относится к основанию самого села, а первый крестный ход установлен во второй половине XVIII столетия. Во времена архимандрита Иуста везли в Лысвенский монастырь колокол «Бурло» (висевший впоследствии на колокольне Пермского кафедрального собора), здесь колокол почему-то остановился, и сюда выходили для встречи его со св. иконами. Место это, где были крест и часовня, называлось долгое время «около бурлова становья» [20].

До сих пор показывают местные жители место, где в 1915 году экспедицией Церковно-археологического общества велись раскопки подземного хода. К сожалению, в наши дни эти работы не имеют продолжения.

Посещают эти места паломники, служат молебны у креста, установленного в 2001 году в память преподобного Трифона Вятского чудотворца, принявшего монашеский постриг в Пыскорском монастыре (См. Приложение 15).

В 2006 году в Пыскре по благословению Его Преосвященства Преосвященейшего Иринарха Епископа Пермского и Соликамского основан скит Пермского Богоявленского мужского монастыря. Иеромонах этой обители Дорофей проводит богослужения в домовой часовне во имя преподобного Трифона Вятского. Сейчас в скиту четверо насельников. В планах – открытие  воскресной школы и восстановление сохранившегося монастырского храма —  одного из старейших в епархии; для этого разрабатывается проектная документация. Работы включены в программу «Культурное возрождение России». Благотворители возрождающейся обители передали в домовую часовню икону с изображениями святителя Николая Чудотворца и преподобного Трифона Вятского на фоне возрожденного монастыря. В верхней части иконы – образ Преображения Господня – в память именования древнего Пыскорского монастыря.

(Просмотров 361)

One Comment

  1. сергий

    Красота неописуемая! Вот уж во истину говорят: «Свято место пусто не бывает». Ангела Хранителя всем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *