ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ОБЛИК МОНАСТЫРЯ

Село Пыскорское находится на правом берегу реки Камы в 20 верстах от Соликамска. Здесь был основан и почти двести лет существовал один из самых древних и известных в свое время монастырей Пермской епархии – Пыскорский Преображенский монастырь.

Рассмотрим обстоятельства возникновения обители. Основание ее связано с известными уральскими солепромышленниками Строгановыми. Аника (Иоанникий) Феодорович Строганов принадлежал к богатому и знатному дому в Соль-Вычегодске, имевшему в нем соляные промыслы. В ХVI в. (около 1556 – 1558 гг.) От местных жителей, приходивших ежегодно в Великий Устюг для продажи мехов и от специально посланных им служителей Аника Федорович узнал о богатых соляных источниках, находящихся в Великой Перми.

Как опытный солепромышленник, владеющий огромными денежными средствами, оставив на время сольвычегодские промыслы, он решил, поискать счастья на новом месте. Предприятие увенчалось успехом, какой обещали ему его работники: он нашел на правом берегу Камы ниже Великой Перми за 88 верст богатые соляные источники. Тогда Аника Федорович отправил в Москву к Великому Государю Иоанну Васильевичу Грозному своего среднего сына Григория Аникиевича, чтобы он просил Государя об отдаче им, Строгановым, пустопорожней земли с правом «лес на ней рубить, пашню пахать, дворы ставить, людей призывать не письменных и не беглых, варницы заводить, соль варить» См: 21, С. 204

В результате Иван IV 4 апреля 1558 г. дал Григорию Строганову грамоту, по которой Строгановым представлялось право владеть землей по обе стороны Камы с устья Лысьвы до реки Чусовой на пространстве 146 верст со всеми условиями, высказанными Строгановыми в челобитьи. В грамоте царя читаем: «Аз Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич всея Русии Григория Аникиева сына Строганова пожаловал, велел есми ему на том пустом месте ниже Великия Перми за 88 верст по Каме реке по правую сторону Камы реки с усть-Лысьвы речки, а по левую сторону Камы реки против Пыскорской курьи внизу по обе стороны по Каме до Чусовыя реки, на черных лесех городок поставити… А где в том месте расол найдут, и ему тут варницы ставити и соль варити, и по рекам и озерам в тех местах рыбу ловить безоброчно» См: 21, С. 205

Получив такое пожалование от Государя, Строгановы поспешили воспользоваться им: они недленно переселились в свои новые владения, привели туда своих рабочих, слуг и прочих людей, необходимых и знающих солеварение. К ним начали стекаться со всех сторон люди, ищущие пропитания и крова. Таким образом появились чело веческие жилища, частью разбросанные далеко друг от друга, частью составлявшие целые селения и городки.

Так было положено основание Пыскорскому монастырю.

Первым делом Строгановых после получения от царя Иоанна Васильевича 4 апреля 1558 года жалованной грамоты было ограждение своих владений от набегов сибирских, ногайских и иных орд татар. Основываясь на той грамоте, позволявшей «городок ставити», Строгановы сразу же по приезде из Москвы во вновь пожалованную им землю, основали на правой стороне Камы на речке Пыскарке городок и назвали его Канкар, или Кам-юрт. Кроме естественной защиты – положения на горе – Канкар обнесен был крепостью, в которой постоянно находились пушкари и затинщики, и пищальщики, и подворотники, содержавшиеся на собственный счет Строгановых, которые сами предложили эту услугу Государю, в то время озабоченному восстановлением прежних данников: остяков, вогуличей, югорцев, которые, по наветам Киргизского хана Кучума, не хотели платить в Москву ясака и нередко тревожили набегами Великую Пермь.

Оградив себя устройством укрепленного городка от набегов кочующих по Сибири племен, Строгановы начали заботиться об устройстве храма Божия, для удовлетворения своего благочестия и для моления за Великого Государя, так щедро излившего на них свои милости. Но вместо одного храма Божия они построили целый монастырь.

Этот монастырь Строгановы основали согласно желанию своего благочестивого отца Иоанникия вблизи городка Канкара под горой на речке Нижней Пыскарке. В Пыскорском селе сохраняется предание, что Аникий Федерович Строганов, обозревая пожалованные ему необитаемые места по речке Каме, увидел людей, облаченных в монашеские одежды, на месте близ ручья, который впоследствии получил название Пыскорки. Узнав, что люди эти — отшельники, жившие в глубине леса в маленьких шалашах, он захотел бедные шалаши их обратить в удобные келлии и из маленького скита создать монастырь. Впрочем, достоверность этого предания исторически не подтверждается.

Так или иначе, но движимый благодарностью к Богу и особенным расположением к монашеству, Аникий Федорович решил построить монастырь в 1560 году [См: 21, С. 205], основав его на правом берегу Камы на устье речки Нижней Пыскорки, в версте от Канкара. Первый храм в монастыре был освящен в честь Преображения Господня [См: 21, С. 206]. По храму и монастырь назван Спасо-Преображенским, хотя в начале своего существования нередко именовался просто Спасским. Здания монастыря первоначально были деревянными.

Для содержания монастыря и братии Аникий Федорович в том же году пожертвовал обители пашенные земли и остров, вероятно, с сенными покосами, — находившиеся вблизи монастыря, около речки Пыскорки [См: 21, С. 206]. Перед смертью Аникий Федорович (около 1566 – 1568 года) уехал из Канкара в свое прежнее имение в Соль-Вычегодске, но завещал детям своим заботиться о монастыре так же, как и о своих владениях.

Поэтому, не прошло еще и трех лет после того, как Строгановы сделали первое пожертвование монастырю, сын Аникия Яков «по слову отца своего в 1563 году дал в дом Всемилостивейшего Спаса у Соли-Камской земли пашенной и пожни, да два двора половничьи, а третий большой двор на посаде, а четвертый в городе и мельницу у Соли же Камской, и чертеж и четыре варницы без цыренов, да два места пустые варничные и росолы на 6 варниц» [См: 21, С. 207].

При таких средствах Пыскорский монастырь мог существовать безбедно, причем не только в первое время, но и в последующее, когда с каждым годом штат монашествующих увеличивался. Впрочем, дети Аникия Феодоровича обращали свое внимание не только на содержание монастыря, но на обустройство и улучшение его во внешнем отношении.

Интересно описание местности, на которой расположена была Пыскорская обитель, оставленное о. Михаилом Капустиным, краеведом, посетившим эти места в ХIХ веке: «Местность, которую занимал монастырь Пыскорский в первые 10 лет своего существования, не располагает сожалеть о том, что вскоре он убран был отсюда. Площадка, на которой стоял он, не могла ни дать открытого вида на окрестности, ни сделать видимыми монастырские здания как с Камы, так и из окрестностей нагорных – одним словом, здесь он был не на месте.

Нельзя сказать того же о месте, на которое он перенесен отсюда. На высокую, господствующую над окрестностями, гору…» [9] — «…гору Пыскорскую, что при устье Камгортки – второе местопребывания Пыскорского монастыря… Седые туманы облаками встают над раскинутыми по ту сторону Камы, среди зелени кустарников и деревьев, Дедюхинскими и Ленвинскими варницами; серые облака поднимаются и выходят из-за Пыскорского мыса со стороны Усолья; среди этой зелени, из-за облаков дыма и пара проглядывают белые здания заводских и сельских церквей Дедюхинских, Ленвенской, Зырянской, Веретийской.

И это – постоянный вид с горы на юг (исключая, конечно, зимы, когда зелень деревьев сменяют снеговые сугробы): солеварение, сказывающееся седыми и серыми облаками, идет безостановочно, даже по дням воскресным и праздничным. Когда смотрите с горы на эту сторону, так и думается, что за этим Пыскорским мысом, под этою туманною и дымною атмосферой скрывается какой-нибудь большой фабричный город внутренней России.

К востоку — остатки монастырского сада – несколько старых деревьев смотрятся в гладкую и тихую поверхность Камы, как, конечно, смотрелись в свое время и здания монастырские, из окон коих взоры старцев приятно покоились на веселой зелени лугового берега Камы. К северу, верст за 25, на тусклой синеве леса выступает силуэт колокольни замечательного отличным художественным подбором колоколов Красного села, предместья города Соликамска. Самый Соликамск, затаившись в долине, так сказать, поставил на этом пункте свою сторожевую башню.

Наконец, вид на запад, загороженный темными и мрачными елями, конечно, не мог навести мысль подвижников на что-нибудь иное, кроме заката жизни – мрачной могилы» [См: 10, С. 8]. Нужно заметить, что с тех пор вид с Пыскорского мыса значительно изменился – ниже по течению Камы расположен ныне крупный промышленный центр – Березники, а колокольню храма села Красного, входящего ныне в состав Соликамска, скрыли массивы выработок его рудников.

Период существования монастыря на Пыскорке ограничивается только десятью годами – с 1560 по 1570 г. Монастырь был построен на слабом грунте берега, размытого впоследствии водой, что послужило причиной перенесения его на новое место.

(Просмотров 313)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *